На проходившем 24 ноября общем собрании НП СРО «Балтийское объединение изыскателей», обсуждались решение проблем, возникающих у добросовестных участников рынка инженерных изысканий, связанных с участие в электронных аукционах по размещению госзаказа.

Проблема, возникающая у изыскателей похожа на проблему строителей и проектировщиков. Одни организации, принимающие участие в конкурсе на размещение госзаказа, слишком опускают цену, а потом берут у тех, кто проиграл исполнителей и выполняет контракт с их помощью. Другие же – получив контракт, торгуются с заказчиком за пересмотр стоимости, для приближения ее к реальным затратам. Бывает и такое, что организация, состоящая из двух юристов и портфеля, просто напросто пропадает. Во всех этих случаях реальные исполнители остаются без работы, а государство обрекает себя на срыв сроков и неэффективное использование средств.

Директор СРО НП «БОИ» В.Быков считает, что для крупных изыскательных компаний конкурс в виде аукциона, а также административные барьеры, это серьезное препятствие для нормальной работы. Надо учитывать тот факт, что крупные изыскательские компании имеют довольно большие накладные расходы. Так как содержание производственной базы, подготовка специалистов, аттестация достаточно затратные меры, которые приходится выполнять. Поэтому, при любой процедуре размещения госзаказа должна проводиться предквалификация участников по накопленному опыту реализации проектов, по оснащению необходимыми ресурсами и наличию кадров.

Пока главным критерием отбора организаций будет оставаться цена, доступ к контактам будут получать неквалифицированные организации. Все это будет вести к срыву выполнения госконтрактов и крайне негативным явлениям на рынке.

Добросовестные компании не должны сидеть сложа руки. Необходимо отстаивать свои интересы, считает председатель Комиссии по защите интересов СРО НОИЗ А.Григорьев. Сейчас существует много способов заставить соблюдать участников рынка законодательство. А.Григорьев сказал, что при Минрегионразвития в рамках Координационного совета есть комиссия по работе с недобросовестными СРО и участниками рынка. Нормативные документы определены, задачи поставлены. Теперь осталось найти фактический материал по тому, кто и чем занят на рынке. Уже есть случаи передачи подобных материалов для принятия судебного решения.

Вариант с судебным рассмотрением занимает порой довольно длительное время, поэтому он не всегда интересен для пострадавших участников. В некоторых регионах успешно используется практика обращения самих компаний - членов СРО в Федеральную антимонопольную службу. Председатель Совета СРО НП «БОИ» А.Мороз заявил, что это очень хорошая практика, так как ФАС достаточно быстро реагирует на сообщения подобного рода. По его словам, СРО могут выходить непосредственно на руководителей региона и

содействовать принятию мер на местах. А.Григорьев добавил, что на сайте НОИЗ есть раздел Комиссии по защите интересов СРО, есть контакты. Материалы о случаях, когда нарушаются права организаций можно направлять и туда.

Однако системные вопросы такого масштаба точечными успехами не решить. В ходе обсуждения, члены изыскательского сообщества отметили хорошие сдвиги в направлении решения проблемы через законодательство. А именно: принятие в первом чтении поправок в 94–ФЗ, которые предусматривают возможность предквалификации компаний при размещении госзаказа в строительной сфере, а также принятие поправок в Уголовный кодекс, вводящих уголовную ответственности за создание фирм-однодневок в криминальных целях.

В.Быков предупредил всех членов партнерства о том, что в законопроекте предусмотрена ответственность за использование документов для создания однодневок. Ответственность вводится для обеих сторон: как для той стороны, которая использовала документы для создания фирмы-однодневки, так и для той, которая их предоставила.

Читайте также:
← назад к списку