25 октября на совещании в Минрегионе с участием руководства Департамента архитектуры, строительства и градостроительной политики Минрегиона России, Управлений контроля и размещения государственного заказа, контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов Федеральной антимонопольной службы, руководителей НОИЗ, представителей национальных объединений проектировщиков и строителей признали обоснованность требований НОИЗ о неправомерности применения 7-го пункта Перечня приказа Минрегиона №624, а также совмещения изыскательских и проектных работ в одном лоте государственного (муниципального) конкурса (аукциона).

В этом пункте речь шла о допуске к работам по организации инженерных изысканий. На исключительности применения этого пункта при проведении торгов вопреки положениям Градостроительного кодекса, приказу и разъяснениям Минрегиона России настаивала Федеральная антимонопольная служба в своем циркулярном письме от 23 мая 2011 года, такие разъяснения опубликованы на сайте ФАС от 7 сентября 2011 года.

В результате было решено оперативно подготовить и направить органам исполнительной власти и территориальным управлениям ФАС в регионах письмо за подписью заместителей руководителей Минрегиона и ФАС. В котором будет разъясняться, что требования заказчиков при проведении конкурсов по инженерным изысканиям в части установления обязательности наличия свидетельств о допуске по п. 7 в связи с изменениями в Градостроительном кодексе и приказе Минрегиона №624 являются необоснованными и применению не подлежащими.

Президент НОИЗ Л.Кушнир и руководитель аппарата А.Акимов рассказали участникам совещания о сложившейся трудной ситуации. Они заявили, что в конце года, когда государственные (муниципальные) заказчики проводят львиную долю конкурсов и аукционов на изыскательские работы ближайших лет, наиболее крупные и авторитетные проектно-изыскательские институты и территориальные изыскательские тресты снимаются с торгов из-за отсутствия у них допусков на «организацию инженерных изысканий». При том, что саморегулируемые организации, куда входят эти изыскательские предприятия сознательно, следуя положениям Градкодекса (в редакции 240-го ФЗ), разъяснениям Минрегиона, никогда не выдавали или прекратили выдачу свидетельств о допуске по этому виду работ.

Представители ФАС А.Н.Буйлова и И.О. Шандиева согласились с предложением о необходимости оперативного решения этой проблемы, совместной подготовки и направления разъяснительного письма участникам торгов по госзакупкам за подписью заместителей руководителей Минрегиона и ФАС.

Л.Кушнир поднял на совещании проблему организации и координации изыскательских работ после 13 января 2012 года, которая в соответствии с частью 5.2. статьи 48 Градостроительного кодекса может быть передана строительным организациям. Он пояснил, что это возможно в том случае, когда в качестве исходных данных застройщик или уполномоченный им заказчик не может передать в задание на проектирование результаты инженерных изысканий. Это противоречит требованиям части 1 статьи 47 Градостроительного кодекса, которая прямо запрещает подготовку проектной документации без проведения инженерных изысканий. Тем не менее, сейчас эта практика приобрела массовый характер - проектные и изыскательские работы выполняются одновременно, недостоверные инженерные изыскания, выполненные наспех и по заниженной цене, становятся основой для большой проектной работы, которая потом тоже бракуется.

В такой ситуации законом предусматривается, что проектной организации, с которой заключается контракт, передают задание на инженерные изыскания - она осуществляет функции генерального подрядчика и по проектированию, и по изысканиям, а также несет ответственность за полноту, качество и достоверность всех работ. Это приводит к возникновению проблемы эффективного контроля, который проектная организация организовать не может, в силу отсутствия специалистов по инженерным изысканиям. Также это новое положение 240-ФЗ противоречит и положениям статьи 60 Градостроительного кодекса, где четко установлено, что каждый исполнитель несет персональную ответственность за свою работу по конкретным видам деятельности.

В ответ представители ФАС высказались в пользу проведения самостоятельных торгов по инженерным изысканиям и проектным работам. Было заявлено, что антимонопольное ведомство исходит из того, что изыскательские и проектные работы являются разными видами экономической деятельности, для их реализации требуются специалисты в разных областях знания и разное оборудование. ФАС уже выступал с разъяснением относительно того, что объединение в один конкурсный лот проектных и строительно-монтажных работ является нарушением антимонопольного законодательства. Так как термин проектно-изыскательские работы (ПИР) еще присутствует в деловом обороте, для принятия такого же решения по изыскательским и проектным работам ФАС требуется поддержка ведомства-регулятора градостроительной деятельности (Минрегиона России). В ходе совещания представители ФАС и Минрегиона достигли договоренности обменяться официальными письмами по данной проблеме. В результате должно появиться такое же разъяснение о недопустимости объединения в один лот проектных и изыскательских работ. Выступавшие на совещании специалисты отметили согласованность позиций всех заинтересованных ведомств и национальных объединений по этому вопросу.

На совещании были обсуждены также другие актуальные проблемы взаимоотношений Минрегиона, ФАС и Национальных объединений строительной сферы.

Читайте также:
← назад к списку