На сегодняшний день недобросовестные компании имеют значительное преимущество перед добросовестными участниками строительного рынка в сфере госзаказа. Об этом на VI практической конференции «Развитие строительного комплекса Санкт-Петербурга и Ленинградской области в условиях саморегулирования» заявил Председатель Комитета по строительству Правительства Санкт-Петербурга Вячеслав Семененко.

Он считает, что этап «становления саморегулирования», при котором все заинтересованные организации вступили в СРО и получили допуск к выполнению соответствующих работ, закончен, и саморегулируемым организациям пора переходить от количественных к качественным показателям в работе.

Председатель Комитета по строительству Правительства Санкт-Петербурга привел пример, когда некая проектная компания подала заявки сразу на несколько конкурсных процедур по выполнению проектных работ в рамках госзаказа. В данной компании работает всего два человека, есть допуски к работам по проектирование уникальных и технически сложных объектов и проектирование метрополитена. Хотя в требовании к выдаче допусков четко прописано, сколько специалистов должна иметь компания и с каким опытом работы по профилю.

В данной ситуации в первую очередь страдают добросовестные компании, которые имеют опыт работы, внесли деньги в компенсационный фонд и потратились на набор необходимого персонала. Добросовестный подрядчик не может снижать на аукционе цену ниже себестоимости, а недобросовестный на это легко идет, т.к. его затраты ниже минимальных и стремятся к нулю.

Возможное разрешение проблемы в сфере размещения госзаказа на проектные и строительные работы, при которой заказчик и добросовестный подрядчик не защищены от результатов недобросовестной конкуренции, профессиональное сообщество связывает с изменениями в правилах размещения госзаказа, которые готовятся по поручению Президента РФ и должны быть представлены к 1 ноября.

По мнению В.Семененко, СРО могут сыграть в этом процессе важную роль, ограничив допуск на рынок для «профессиональных юристов», которые конкурируют с профессиональными строителями, проектировщиками, изыскателями. «Пока рядом с нами будут подобные компании, добросовестным компаниям на рынке места не будет»,- подчеркнул он.

Однако надо понимать, что саморегулируемые организации находятся в похожем положении – рядом с законопослушными действуют недобросовестные СРО. Как правило, именно через них допуск к торгам по госзаказу получают компании не соответствующие минимальным требованиям по составу персонала и опыту работы. Деятельность «недобросовестных» СРО государственными органами надзора до сих пор не пресечена. В этой ситуации, при «чистке рядов» в добропорядочных некоммерческих партнерствах, компании не соответствующие минимальным требованиям покупают свидетельство о допуске в другом месте. Кроме того, значительная часть саморегулируемых организаций недостаточно мотивированна на сокращение количества собственных членов, т.к. работа аппарата СРО финансируется на членские взносы. Также на деньги членов СРО, через национальные объединения частично финансируется госпрограмма по актуализации документов технического нормирования в строительной сфере.

Но даже без учета этих нюансов, самостоятельно защитить рынок от деятельности недобросовестных организаций на законных основаниях саморегулируемому сообществу достаточно сложно, т.к. законом предусмотрен только один механизм лишения СРО статуса – через суд.

Государственный контроль за деятельностью саморегулируемых организаций осуществляет Ростехнадзор.

Читайте также:
← назад к списку